Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция Российской Федерации провозгласила «человека, его права и свободы высшей ценностью общества. Признание, соблюдение и защита этих прав – обязанность государства» . Такое внимание государства к правам человека объясняется стремлением России к развитию правового государства. В связи с этим такая сфера пенсионного обеспечения граждан должна содействовать эффективному обеспечению прав, свобод и законных их интересов.
Актуальность исследования Пенсионного фонда (далее – ПФ РФ) обуслав-ливается проводимой пенсионной реформой, которая иначе расставляет акценты в формах социальной защиты и выборе их механизмов с тем, чтобы сделать их более адекватными в современных условиях социально-экономической жизни страны и каждого отдельно взятого человека, новым соотношениям интересов наемных работников и работодателей, роли государства в данных правовых от-ношениях.
По своей сути ПФ РФ - это автономная от федерального бюджета форма расходования и формирования денежных средств, которые направлены исключи-тельно на финансовое обеспечение населения России в случае утери заработка или иного постоянного дохода в результате потери трудоспособности по инва-лидности или старости, также в результате потери кормильца и других случаях. В результате создания ПФ РФ образовался новый механизм финансирования и выплаты пособий и пенсий. Средства для финансирования данных выплат стали осуществляться за счет обязательных страховых взносов граждан и работодате-лей. По этой причине наше исследование актуально.
Объектом исследования выступает сложный ансамбль гражданско-правовых отношений, появляющихся при социальном обеспечении граждан Пен-сионным фондом России.
Предмет курсовой работы – это положения законодательных актов Россий-ской Федерации, которые призваны регулировать особенности деятельности Пен-сионного фонда РФ в области социального обеспечения граждан.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и глубоко проанализировать Пенсионного фонда РФ как субъект социального обеспечения.
Для достижения данной цели автором были поставлены и решались в его процессе следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Дать характеристику Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта социального обеспечения граждан.
3. Разработать предложения по усовершенствованию деятельности Пен-сионного фонда Российской Федерации по социальному обеспечению граждан.
Теоретическая основа исследования. Основные аспекты функционирования Пенсионного фонда в России были отражены в трудах следующих исследовате-лей, таких как О.Н. Кузнецовой, М.И. Львовой, Ю.В. Фатеевой и т.д.
Методы исследования: к ним относятся самые разнообразные существую-щие методы, такие как сравнительный статистический, исторический, информаци-онно – аналитический и многие другие.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Нормативно-правовой основой исследования является, Конституция РФ; федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, другие нормативные и правовые документы, регламентиру-ющие организацию пенсионной реформа в РФ и пути её реализации.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расши-рить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации механизмов правового регулирования деятельности Пенсионного фонда Россий-ской Федерации в соответствии с российским законодательством в области соци-альной защиты граждан. Содержащиеся в работе выводы могут быть использо-ваны в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов за-явленной темы.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы функционирования Пенсионного фонда Рос-сийской Федерации
1.1. История законодательства Пенсионного Фонда России
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 был со-здан Пенсионный фонд Российской Федерации (на тот момент Пенсионный фонд РСФСР), в качестве основной цели, функционирования которого было определе-но государственное управление финансами пенсионного обеспечения России. В основе создания было намерение российского государства вывести финансы пен-сионного обеспечения из состава федерального бюджета, других бюджетов и фондов.
Пенсионное обеспечение существовало в России и до создания Пенсионного фонда, однако, источником их выплат являлся бюджет государства. Юридиче-ские лица платили взносы на социальное страхование, однако, они былине столь существенны, работающее население вовсе не платило взносов на социальное страхование. При таком положении вещей средства социального страхования сливались с государственным бюджетом, что обусловило создание самостоятель-ного финансово-кредитного органа еще в бытность СССР, финансовые средства которого перестали быть частью бюджета государства, а стали формироваться за счет собственных реальных доходов Фонда.
История Пенсионного фонда РФ это по своей сути история законодатель-ства в целом о пенсионном обеспечении в Российской Федерации. На период со-здания фонда перед ним ставились две задачи: во-первых, вывод средств пенси-онной системы из бюджета государства с тем, чтобы они стали сферой самостоя-тельного бюджетного процесса; во-вторых, в качестве основного источника пен-сионного обеспечения граждан России сделать страховые выплаты работодателей и наемных работников.
Функции фонда на том этапе его существования ограничивались сбором страховых взносов и направлением их на финансирование трех видов пенсий:
-по старости,
-по инвалидности,
-по потере кормильца.
С этого момента в России начался процесс создания единой пенсионной службы, возглавляемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
В ходе этой работы необходимо отметить такой нормативный правовой до-кумент как Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенство-ванию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Фе-дерации» , которым субъектам РФ было рекомендовано передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду.
Во исполнение данного Указа по состоянию на 1 июля 2001 года Пенсион-ным фондом РФ были заключены соглашения с 60 субъектами Российской Феде-рации, образовано 930 учреждений системы ПФР со статусом юридического ли-ца, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплате пен-сий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров .
Указанные статистические данные являются свидетельством формирования централизованной системы управления средствами обязательного пенсионного страхования.
Следующий этап развития пенсионной системы и Пенсионного фонда свя-зан с созданием в РФ в 1995 году системы индивидуального (персонифицирован-ного) учета, которая предполагала фиксацию пенсионных прав граждан не в мо-мент их обращения за назначением пенсии по какому-либо основанию, а в реаль-ном времени их трудовой деятельности.
Правовой основой этого направления деятельности Пенсионного фонда стал Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» . Результатом этой работы стал сбор, аккумулирование и хранение в Пенсионном фонде персональных данных граждан с тем, чтобы выполнить одну из главных задач пенсионного обеспечения – включить гражданина в процесс формирования своей будущей пенсии, предо-ставив ему всю информацию о его лицевом счете, а также предоставив ему воз-можность выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для распоряжения накопительной частью своей будущей пенсии.
В 2000 году все работающее населении России было охвачено персонифи-цированным учетом.
С 2002 года начинается реформа пенсионной системы, сутью которой ста-новится введение в пенсионную систему страховых принципов. Правовой осно-вой этого процесса стало принятие пакета пенсионных законов, в соответствии с которыми размер пенсии стал определяться не стажем работника, а реальными размерами заработка и отчислений в Пенсионный фонд, что давало возможность гражданам напрямую влиять на размер своей будущей пенсии.
В системе обязательного пенсионного страхования Пенсионный фонд стал выступать страховщиком, в обязанности которого помимо персонифицированно-го учета вошло назначение, перерасчет, индексация и выплата всех видов пенсий, а также контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан.
Новый подход к работе пенсионной системы потребовал изменений в орга-низационной структуре работы с гражданами, что потребовало создания в отде-лениях фонда отделов по работе с обращениями граждан, а в управлениях – спе-циализированных групп по приему населения. В обязанности этих структур фон-да входил процесс приема населения, консультирование граждан, учет и анализ их обращений.
В целях повышения эффективности взаимодействия с населением было при-нято решение о создании клиентских служб, от которых ждали повышения каче-ства и скорости обслуживания обратившихся граждан. В практику клиентских служб широко внедрялись такие современные технологии, как информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.
Дальнейший период развития деятельности Пенсионного фонда характери-зуется увеличением его функций, возложением на него выплат, а именно:
-начисление и выплата гражданам ежемесячных денежных выплат и реали-зации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (2005 год);
-назначение и выплата дополнительного ежемесячного материального обес-печения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам (2005 год);
-выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплата средств капитала (2007 год – год начала выдачи сертификатов, а в ян-варе 2009 года Пенсионным фондом были начаты выплаты по ним);
-обеспечение функционирования программы государственного софинанси-рования пенсии.
В рамках дальнейшего совершенствования пенсионной системы Российской Федерации и деятельности Пенсионного фонда РФ в ближайшее будущее предла-гается проведение следующих мероприятий:
- совершенствование и уточнение правового статуса ПФР;
- совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфе-ре обязательного пенсионного страхования;
- совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
- формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандар-тизацию актуарной деятельности;
- комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
- установление правовых основ создания и функционирования корпоратив-ных пенсионных систем.
1.2. Понятие и характеристика деятельности Пенсионного фонда России
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» орга-низационно-правовая форма Пенсионного фонда России – государственное учреждение, однако, утверждать это можно лишь с оговоркой, установленной п. 3 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации , согласно которой осо-бенности правового положения отдельных видов государственных и иных учре-ждений могут устанавливаться законом или иными правовыми актами. В частно-сти, этот момент имеет отношение к определению круга полномочий и компетен-ции Пенсионного фонда РФ, который действует на основании Положения о Пен-сионном фонде Российской Федерации (России) , а также ряда иных законов и наделен довольно широким кругом полномочий, в том числе государственно-властных, в отличие от общепринятого понимания полномочий учреждений, ко-торые устанавливаются и ограничиваются учредительным документом (уставом) учреждения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. № 237 (Принята всенародным голо-сованием 12.12.1993 с изм. одобренными в ходе общероссийского голосо-вания 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 27.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 5. - Ст. 410.
3. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инди-видуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенси-онного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обя-зательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
5. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствова-нию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.10.2000, N 40, ст. 3936.
6. Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 N 535 (ред. от 04.09.2012) «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федера-ции» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 3029.
7. Постановление Правления ПФ РФ от 09.10.2000 N 118 «О создании Управ-лений ПФР в федеральных округах» (вместе с "Типовым Положением об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральном округе") // Вестник Пенсионного фонда России, N 1, 2001.
8. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 «Об организации Пенси-онного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 415 (утр. силу)
Научная литература
9. Материалы официального сайта Пенсионного фонда Российской Федера-ции. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.pfrf.ru/pfr_history/. Дата обращения 07.03.2021.
10. Валько, Е.В., Листопад, М.Е. Анализ современной ситуации в пенси-онной системе Российской Федерации // Современные научные исследова-ния и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77308 (дата обращения: 08.03.2021).
11. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (по-статейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 1088 с. С. 401.
12. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. № 237 (Принята всенародным голо-сованием 12.12.1993 с изм. одобренными в ходе общероссийского голосо-вания 01.07.2020)
13. Кузнецова, О.Н. Пенсионное обеспечение в России: проблемы и пер-спективы / О.Н. Кузнецова, А.В. Шлома, Н.Н. Ковалева, Л.В. Ермакова // Вестник БГУ. 2018. №3. С. 197 - 201 - Режим доступа. URL: https: // cyber-leninka.ru / article / n / pensionnoe - obespechenie - v - rossii - problemy - i - per-spektivy. - (дата обращения 08.03.2021).
14. Лукашева, О.Л., Деделева, В.С. Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ в целях роста социального обеспечения населения /О.Л. Лукашева, В.С. Деделева //Социально-экономическое развитие регио-на: Опыт, проблемы, инновации.-2020.-С.102
15. Материалы официального сайта Пенсионного фонда Российской Фе-дерации. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.pfrf.ru/pfr_history/. Дата обращения 07.03.2021.
16. Решетникова, Л.Г. Трансформация функционала и проблемы Пенси-онного фонда РФ // В сборнике: Перспективы развития науки и образова-ния сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014.
17. Стовбыра, Т.В. Деятельность Пенсионного фонда РФ в рамках новой пенсионной системы // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 1. № 7 (7).
18. Филина, М.А. Современные тенденции формирования доходов Пен-сионного фонда РФ // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 21.